Это вы можете

"Это вы можете"
Фрагмент т/передачи "Это вы можете"

ЗАВЕЩАНИЕ МОЛОДЫМ

Вспомним слова выдающегося ученого Н. И. Пирогова: «Все великое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создается умом с помощью фантазии и многое — фантазией при помощи ума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которым они пользуются». Развивать фантазию можно разными путями. Например, чтением научно-фантастической литературы. Скольких молодых людей вдохновимо на научные открытия погружение в фантастический мир, созданный воображением писателей. Но есть и другие пути стимуляции творчества. В чем одна из причин исключительного успеха телевизионной передачи «Это вы можете»? Успех этот в первую очередь объясняется широкой и открытой дискуссией при обсуждении тех или иных работ наших умельцев. В первую очередь — это гласность на уровне ста пятидесяти миллионов телезрителей. Каждый участник передачи высказывает то, что думает. Пускай ошибается, пусть иногда фантазирует через край. Всегда найдется кто-нибудь, чтобы возразить и поставить выдумщика не место Но происходит главное работает «эффект присутствия» телезрителя на передаче, увлекаются ходом развития творческой мысли, откровенным спором, столкновением мнений, как мы говорим, вокруг «железок». Увлекаются безраздельно... Спорят молодые. Спорят ученые. Скрещиваются мечи и рапиры острых мыслей, взаимоисключающих гипотез и допущений, заостренных порой до предела. Что же остается в этом случае зрителю?
василий захарченкоЕму необходимо отыскать свою точку зрения в споре. А ведь это главное — расковать воображение человека, заставить его искать и мучиться в поисках собственного, пусть даже не всегда правильного решения. Ведь поиск этот беспределен. Он может, ломая преграды между нестоящим, прошлым и грядущим, врываться в еще не изведанные, порой лишь прогнозируемые сферы бытия.
Хочется вспомнить чудесные слова выдающегося писателя нашего времени Леонида Максимовича Леонова: «О, как безумно хочется хотя бы через травинку, через парящее в небе облачко, даже со сверхптичьего полета взглянуть потом на наше продолжение в веках...
Часть этого задания ложится и на так называемую научно-фантастическую литературу, которой хочется попутно пожелать большего совершенства, в частности, умножения сюжетных координат, в пересечении которых образуются поразительные детали, выясняются неожиданные и незнакомые еще очертания новой эры.
Но лучше всех нас сделают это универсальные, авторитетные, увлекательные, еще лучше — вдохновенные обзоры по ведущим наукам современности, причем с некоторым люфтом, вольностью в сторону чрезмерных допущений, и даже, прошу прощения у редактора, с малой долей гипотетической ереси, которую юные ученые блюстители столь терпеть не могут и в личине которой нередко на сцене науки и жизни появляется истинное новаторство».
Ведь леоновская «ересь» и есть элемент нетрадиционного мышления. Элемент научного воображения, столь необходимого сегодня, в тревожный век торжества сил, выходящих за пределы человеческого восприятия: ультразвука, который нельзя услышать, ультраскоростей, которые нельзя себе представить, ультраэнергий атомного порядка, бесконечности космоса в миллиарды световых лет и всего того, что торжествует сегодня в макро- и микромире.
По этому же пути ведет молодежь научно-фантастическая живопись. Лет десять тому назад прошел международный конкурс этого искусства под названием «Время — Пространство—Человек». Произведения этого конкурса публикуются на страницах многих газет и журналов. Собрана целая галерея замечательных картин о будущем, созданных профессиональными художниками и любителями. Здесь космос с пейзажами других планет и галактик. Здесь внеземные сооружения и исследовательские станции.
Здесь новая Сибирь, преображенная пустыня. Здесь, наконец, города будущего. Все это так интересно и увлекательно, что выставку эту неоднократно показывали не только во многих городах нашей страны, но и за рубежом. Не так давно в Москве, на международном конгрессе по космонавтике, созванном в честь тридцатилетия запуска первого спутника, встретились художники-фантасты Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Встреча была знаменательной.
Американцы высоко оценили искусство советских коллег, признав советский приоритет на это направление искусства, характеризующее достижения нашего века.
Совместную выставку произведений решено повторять в разных странах. Каково воздействие этой живописи на молодых посетителей? Вот лишь один из отзывов.
«Выставка необычная. Радует, что есть художники, умеющие опережать главные проблемы XX века, проблемы человека, проблемы природы, контакта с инопланетными носителя ми разума. Человек должен быть не только биологической единицей — он должен быть единицей социальной Он должен идти вперед, усвоив опыт и знания прошлых поколений. Иначе истинная драгоценность — время — станет обесцененной, пропадет зря.
василий захарченкоНе говоря о проблеме контактом с разумными существами других галактик, оглянешься вокруг: сколько еще проблем общения на нашей Земле!» Замечательные слова. Здоровая реакция небезразличного человека! Есть между воображением и наукой удивительная обратная связь, не заметить которую невозможно. В чем она заключается?
Как известно, сущность любой науки сводится к тому, что она производит анализ окружающей действительности. Она строит из понятий, концепций, абстракций, эмпирических законов самостоятельное здание — модель окружающей реальности. Чтобы эта модель стала научной, она должна быть подтверждена опытом.
В том случае, если постройка модели по тем или иным причинам невозможна, модель становится научным вымыслом, фантастикой. Однако и в ней существуют свои научные элементы, логические правила и приемы. Отсутствует эмпирическая проверка. Таким образом, научно-фантастические идеи — плод человеческого воображения — есть не что иное, как тот же своеобразный метод проб и ошибок.
Именно здесь, в этом процессе, и надо искать ту кибернетическую «обратную связь», которая существует между наукой и вымыслом. Научная фантастика, вымысел как бы разыгрывают возможные варианты будущего. Не скованная обязанностью проверки научных положений, фантастика, со своей стороны, вводит в оборот научные элементы познания: концепции, принципы, понятия. Они необходимы фантасту для построения научного здания, воздвигнутого на фундаменте воображения.
И вдруг происходит, казалось бы, невероятное: сама наука начинает складываться из элементов познания, порожденных научной фантастикой...
Лучшее доказательства этому – во многом наивные для нас сегодня научно-фантастические домыслы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Беляева, а впоследствии Ивана Ефремова и других фантастов. Вот почему мы уверенно отвечаем скептикам: да, воображать надо. Искать необходимо. Но не только искать — обязательно находить. Искать, чтобы находить,— вот обобщенная формула искусства и науки.
И писатели-фантасты чаще, чем кто-либо, «находят». Высказанные ими идеи со временем воплощаются в жизнь.
Достаточно сказать, что из 108 технических проектов, высказанных в разное время писателем Жюлем Верном в своих книгах, только 10 не получили воплощения. Остальные, опережая время, воплотились сегодня в жизни... Это поразительно: лишь каждая одна из десяти идей, высказанных фантастом, оказалась неприемлемой.
Василий Захарченко и Михаил ЛуконинВернемся к основной теме, которой посвящена эта книга, к творчеству, к осмысливанию этого замечательного духовного процесса.
Почва поисков нового размещается, как ни странно, в трех временных сферах: в прошлом, в настоящем и в будущем. Совсем не случайно в эпоху научно-технической революции ищущая молодежь все чаще обращается к прошлому. К прошлым методам, к романтике прошлого, к приключениям и авантюрам на уровне вчерашнего дня.
На спасательной шлюпке в век лайнеров и межконтинентальных реактивных самолетов болгарская пара влюбленных, Дончо и Джу Папазовы, пересекает Атлантический океан.
А еще через два года — Тихий океан. Для чего?..
Группа молодых парней из Америки в одиннадцатый раз делает попытку пересечь Атлантику на воздушном шаре. И это сейчас, когда самолеты по расписанию преодолевают ее ежедневно. И — о радость! — наконец воздухоплаватели достигают успеха, приземлившись где-то под Парижем. Во имя чего?..
Советские ребята — рабочие, инженеры, кандидаты наук,— ведомые энтузиастом покорения Арктики Дмитрием Шпаро, на лыжах устремляются к Северному полюсу по торосистым льдам Ледовитого океана. Они достигают полюса, несмотря на пятидесятиградусные морозы, арктическую ночь, пургу. И это в то время, когда атомный ледокол, тараня ледяные глыбы, казалось бы, запросто выходит на ледяную макушку Земли.
И вновь я слышу голоса скептиков: а кому это надо? На самолете проще. На ледоколе безопаснее.
Все это верно... Неверно лишь одно: молодой, мятущийся, беспредельно смелый дух ведет энтузиастов в их своеобразном протесте против технического засилья туда, куда мучительно, со смертельной опасностью стремились когда-то наши предки, зачастую на легких суденышках или воздушных шарах, подобно погибшему в Арктике ученому Андре.
В этом есть свой резон. Оправдана самой жизнью отвага Тура Хейердала, пересекшего Тихий океан на бальзовом плоту.
Оправданы смелые погружения Ива Кусто в океанические глубины — это тоже путь искателей.
Оправдан риск известного вулканолога Гафура Газиева, спускавшегося в кратеры действующих вулканов. Бессмертен подвиг Юрия Гагарина, впервые погрузившегося в океан Вселенной. Прошлое и будущее встают перед молодежью в романтике единоборства с силами природы, с воздушной стихией, толщей океана, вулканической лавой, притяжением самой Земли.
— Смогу ли я? Должен смочь!
За этим «должен смочь» — не только самопроверка. За этим новые научные знания, своеобразный поиск неизведанного. Преодоление того психологического барьера, который встает порой перед иными современниками: «А, до лампочки мне все это, когда я могу сесть на самолет, купить билет на дизель-электроход или в крайнем случае посмотреть все это по телевидению».
Именно «пещерная» самопроверка, обращение к прошлому периодически необходимо молодежи, чтобы поверить в свои собственные силы, а не только в силу и мощь техники, порожденной веком.
В результате этой увлеченности появляются самоотверженные искатели-патриоты, которых мы называем сегодня «часовые истории». Десятки клубов аквалангистов ищут на дне рек и озер, в болотах памятники боевой техники Великой Отечественной войны. Ребята находят под водой не только самолеты, но узнают имена погибших героев, устраивают торжественное захоронение останков, встречаются с родными погибших.
А сама извлеченная машина — самолет или танк — устанавливается как мемориал. Коллекции музеев значительно пополнились за счет техники, найденной «часовыми истории».
Когда-то Максим Горький сказал замечательные слова: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего».
василий захарченкоЭту идею высказал в свое время и выдающийся просветитель А. Герцен: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперед».
Прекрасные эти слова вдохновляют молодежь. Прошлое науки и прошлое техники не только фундамент наших сегодняшних достижений, но и мост в грядущее.
А каковой представляется нам творческая сфера в настоящем?
Я думаю, на этот вопрос лучше всего ответят выдающиеся ученые нашего времени, к которым мы обратились с вопросом: чего бы вы пожелали творческой молодежи?
Приведу несколько высказываний, опубликованных в свое время на страницах журнала «Техника — молодежи» и имеющих, как вы убедитесь, прямое отношение к поднятому нами вопросу.
Академик Иван Артоболевский: «Одна из важнейших задач нашей эпохи — воспитание человека нового, коммунистического общества, отличающегося высокой культурой и образованностью. В связи с этим особое значение приобретает пропаганда общественных, естественных и технических знаний.
Воспитание у молодого человека призвания пропагандиста имеет громадное значение. Вот почему мне хочется обратиться к молодежи с призывом: воспитывайте в себе качества пропагандиста, несите знания в народные массы».
Академик Николай Дубинин: «Молодежи хочу пожелать: будьте всегда правдивы, любите жизнь и людей, посвящайте свою жизнь избранному вами делу. Знайте: только в труде, в понимании общественного значения своей деятельности и поведения найдете истинное счастье».
Академик Николай Семенов: «Что я хотел бы пожелать молодым, только вступающим в жизнь юношам и девушкам? Работайте не ради славы или карьеры, не ради каких-то меркантильных интересов, а ради того, чтобы создавать научные ценности, приносить максимальную пользу обществу, тогда и широкое общественное признание вашего труда придет само собой. Будьте рыцарями науки!» Академик Виктор Глушков: «Проблем, стоящих перед человечеством, много.
Но самой главной, на мой взгляд, является проблема счастья в самом широком смысле этого слова. И задача науки, ее обязанность перед человечеством состоят в том, чтобы делать и отдельных людей, и все человечество более счастливыми. Счастье человечества вовсе не состоит только в том, чтобы обеспечить материальный комфорт. Он будет бесполезен, если природа как таковая перестанет существовать или если человечество будет жить под страхом атомной войны, которая может в одно мгновение уничтожить не только комфорт, но и саму жизнь. Поэтому понятие «счастье человечества» связано с большим числом серьезнейших проблем».
Что можно добавить к этому духовному завещанию выдающихся ученых нашего времени? Оно неотвратимо нацелено на задачи завтрашнего дня. Именно в третьей сфере — в предполье будущего, а именно между прошлым и грядущим, будет развиваться взбодренное романтикой сознание молодежи.
От прошлого к настоящему. От настоящего к будущему. Не так ли развивается познание? Вот почему самые, казалось бы, невероятные проблемы обретают реальные формы жизни, приглашая молодежь к творческому поиску, стремлению по-своему решить тот или иной вопрос. Однако я хочу охладить распаленное беспредельными возможностями воображение читателя, процитировав высказывание «чемпиона» среди изобретателей Томаса Эдисона: «Гений — это два процента вдохновения и девяносто восемь процентов потения!..»
Василий Захарченко в центре на телепередаче ЭВММне бы хотелось закончить этот разговор о существе творческого труда словами выдающегося писателя-фантаста Ивана Антоновича Ефремова. В своем обращении к молодежи, недавно обнаруженном в литературном архиве писателя, он говорит: «Наверное, не раз ваши учителя в жизни, в книгах, пьесах и кинофильмах желали вам окрыленности дел, мечты и любви. Особенно в тот самый лучший период жизни человека, полный сил, остроты впечатлений и переживаний, в котором находитесь вы, юная наша смена.
Какими представляются мне крылья человеческой души? Птица, поднимающаяся в воздух, затрачивает на это огромную силу.
Недаром грудные мускулы, которые дают удар крыла по воздуху, у хорошо летающих птиц составляют треть всего веса тела. То, что кажется нам свободным и легким полетом, на самом деле — большой труд, для наших, например, мускулов непосильный. Но и «крылья» человеческих стремлений и достижений прежде всего — работа. Только работа может создавать настоящие ценности, только труд — труд строительства, создания машин, инструментов, картин и литературных произведений, труд учения и научного исследования, труд искусства театра и кино...
Труд дает основное — силу «полета». Крылья человека, широко раскинутые над жизнью, — это обязательно еще и знание. Не то, которое дается дипломом или опытом избранной работы, нет, этого мало. Живой интерес к окружающему открывает нам одновременно и необъятные дали мира, и великую взаимосвязь и обусловленность жизни, и все изобилие и разнообразие красоты человека и природы.
Понимание устройства мира, знание причин — почему «так, а не иначе» в экономике и психологии, в технике и искусстве, дает ту личную свободу понимания, свободу мудрости, которой так не хватает молодежи.
Труд, знающий свои цели и место в обществе, перестает быть простой обязанностью, становится общественной деятельностью. Обогащенный широтой знания, труд делается творческим. Человек, знающий всю великую многогранность жизни, ее железные законы, которые так умно используются человеком для победы над природой, навсегда утрачивает равнодушие, становится смелым и дерзким.
Рабочим — но не простым исполнителем, а хозяином производства, ученым — но не регистратором случайных фактов, а борцом, пробивающимся сквозь тьму неизвестного к новым открытиям, мечтателем, но не пустым, а созидающим. Именно такими и представляетесь вы мне, на вашем пути к будущему...»


 1991 год

 

 


Сайт создан в системе uCoz